В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения. Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации. |
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
-
внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему;
-
улучшить материально-техническую базу;
-
организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
-
организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
-
внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
-
развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
-
развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
-
разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс.
Ключевые факторы бережливого обучения (Lean+Training) не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:
-
выявление и устранение потерь в обучении;
-
непрерывный поток обучения;
-
стандартизацию учебного процесса;
-
5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
-
визуализацию учебного процесса;
-
канбан ("доска планирования") - система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»;
-
осведомлённость и вовлечение персонала;
-
кайдзен — непрерывное улучшение.
Документы
Нормативная база:
- ГОСТ Р 56407 — 2015.БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты
- ГОСТ БП 56020 — 2014 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь
- ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
- ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
- ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
- ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
- ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
- ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
- ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
- ГОСТ Р 57523-2017 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала
- ГОСТ Р 57522-2017 Бережливое производство. Руководство по интегрированной менеджмента качества и бережливого производства
Региональные документы:
Муниципальные документы:
Школьные документы: