ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению. Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.
Цель:
создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней.
Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
Материально-технические условия
1. Локальная сеть.
2. Использование электронного журнала и электронного дневника.
3. Доступ к сети Интернет.
4. Количество учащихся, приходящихся на один компьютер.
5. Закупка новых компьютеров и мультимедийных комплексов в предметные кабинеты.
6. Лицензионное программное обеспечение на всех компьютерах.
7. Осуществляется контент-фильтрация.
8. Проекторы, сканеры, многофункциональные устройства МФУ, ноутбуки, ПК, интерактивная панель, летательные аппараты, шлем виртуальная реальность.
9. Цифровой фотоаппарат.
Кадровые условия
1.ИКТ-грамотные учителя (владеющие программами Word, PowerPoint, Excel, использующие электронную почту, умеющие найти нужную информацию в Интернете).
Информационные условия
1. Сайт школы, отвечающий требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Электронная почта.
3. Электронными образовательными ресурсами.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
3. Распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р « О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020годы)».
4. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.
5. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».
6. Приоритетный национальный проект «Образование».
7. Приказ МП РФ от 02.12.2019 г. №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды.
8.Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 г. №2040 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС».
9. Распоряжение МП РФ от 14.01.2021 г. №Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования…».
10. Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа».
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральные документы
Национальный проект «Образование».
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.01.2020г. №МП-5/02 о направлении методических рекомендаций.
Нормативная документация по использованию ИКОП «Сферум»
Постановление о федеральной государственной информационной системе «Моя школа»
Региональные документы
Локальные акты
Положение о порядке и оценке эффективности использовании цифрового оборудования
Положение об электронной информационно-образовательной среде школы
Положение о дистанционном обучении
Положение об электронном журнале и электронных дневниках обучающихся.
Положение об Электронном журнале
Одним из важнейших направлений развития МБОУ «Яйская СОШ №2» является создание единого информационного пространства, что позволит обеспечить высокий уровень доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и обучающихся, а это предполагает формирование информационной культуры личности.
Перечень оборудования в комплектах, поставленных в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (2019-2023 годы)
№ пп |
Год поставки |
Наименование оборудования |
Количество |
1 |
Ц-2019 |
МФУ (принтер, сканер, копир) |
1 |
|
|
ноутбук |
6 |
|
|
Учебный класс |
|
|
|
ноутбук |
2 |
|
|
интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением |
2 |
|
|
Компьютерный класс |
|
|
|
ноутбук |
30 |
2 |
ЦЭ-2021 |
Учебный класс для работы с ЦОК |
|
|
|
видеокамера(тип 2 – для онлайн трансляции) |
6 |
|
|
телевизор с функцией Smart TV (веб-камера+мышь) |
6 |
|
|
ноутбук (тип 2) |
6 |
|
|
Оборудование управления средствами обеспечения дистанционного обучения и видеонаблюдения |
|
|
|
сервер (тип 2) |
1 |
|
|
Компьютерный класс |
|
|
|
МФУ (принтер, сканер, копир) |
1 |
|
|
ноутбук (тип 1) |
18 |
Все МБОУ «Яйская СОШ №2» созданы благоприятные условия для развития цифровой образовательной среды:
- все сотрудники администрации регулярно используют компьютер для подготовки документов (текущее делопроизводство) и сбора информации об учебном процессе;
- все компьютеры подключены к сети Интернет;
- используются электронный дневник и электронный журнал для мониторинга успеваемости и организации обратной связи с родителями учащихся;
- механизм дистанционного обучения отработан, но не может использоваться из-за низкой скорости интернета;
- технические возможности, предоставляемые школой используются участниками образовательной деятельности.
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
№ |
Основные компоненты |
Наличие |
Удовлетворяющие требования ФГОС |
1 |
Официальный сайт школы |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательной деятельности. |
2 |
Электронная почта |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательной деятельности. |
3 |
Электронный журнал |
Есть |
Обеспечивает планирование образовательной деятельности и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности. |
4 |
Система электронного документооборота |
Есть |
Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. |
5 |
Система дистанционного обучения для учащихся |
Сформирована, функционирует. |
Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
6 |
Система поддержки пользователей компьютерной техники |
Сформирована |
Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
7 |
Подключение к сети Интернет |
Есть |
Во всех учебных кабинетах есть проводной интернет, и подключение по Wi-Fi |
В 2022 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе МБОУ "Яйская СОШ №2" создан Центр образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста». В состав входит 4 кабинета физика, химия, биология, информатика. Материально-техническая база включает цифровые лаборатории для проведения практикумов в том числе с применением микроскопов и датчиков https://school2yaya.kuz-edu.ru/index.php?id=36211
Используемые в работе цифровые платформы
Название платформы |
Решаемые задачи |
Электронный журнал «Электронная Школа 2.0» |
Довести до сведения учащихся и их родителей результаты успеваемости. Своевременное информирование |
Онлайн-платформа «Учи.ру» |
После прохождения уроков Учи.ру учениками легче усваивается учебный материал. Участники олимпиад сразу видят результат и получают мгновенно диплом |
Образовательная-платформа «Российская электронная школа» |
Полный комплект учебно-методических документов для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Дидактические и методические материалы, размещённые в каталоге школы, могут быть использованы для подготовки ваших учителей к занятиям, а также непосредственно на уроках, что будет способствовать повышению интереса школьников к изучаемому материалу. |
Образовательный портал «Инфоурок» |
Поиск информации. Материалы для работы, курсы повышения квалификации и переподготовки, конференции, вебинары, новости и видеолекции. |
Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР |
Варианты для самопроверки. Варианты составляются компьютером из новых заданий и заданий, оказавшихся самыми сложными по результатам предыдущего месяца. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку. |
Социальная сеть работников образования (nsportal.ru) |
Поиск и обмен информацией. |
Сайт школы |
Привлечение интереса. Информирование. |
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт https://school2yaya.kuz-edu.ru/, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся, о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет, документы, регламентирующие работу школы. Информационное наполнение официального сайта школы осуществляется в соответствии с требованиями к структуре сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации: на сайте создан раздел «Цифровая образовательная среда». Школа имеет высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от100 Мгб/с.
Для формирования и развития интереса учащихся к занятиям информатикой, расширение их кругозора проводятся различные мероприятия, погружающие ребенка в мир IT. С 1 сентября 2023 по 26 мая 2024 года были проведены семь «УРОКОВ ЦИФРЫ».
- «Путешествие в микровселенную:квантовые вычисления и медицина будущего».
- «Технологии тестирования».
- «Кибербезопасность будущего».
- «Облачные технологии в поисках снежного барса».
- «Мессенджеры».
- «Искусственный интеллект в отраслях».
- «Алгоритмы. Код. Команда».
Очень актуальна тема развития функциональной грамотности ребенка. Проводятся диагностические работы по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы (РЭШ).
Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
Перечень программ реализуемых ЦОС
Оборудование полученное в рамках проекта ЦОС позволяет реализовать программы инженерной направленности. В том числе: программа внеурочной деятельности «Физика для любознательных», программы дополнительного образования технической направленности «Знакомство с искусственным интеллектом», «Экспериментариум по физике», «Шахматы».
Мониторинг учебной деятельности проводится на основе электронного журнала, работа с контингентом осуществляется через Электронную школу 2.0., работа с аттестатами проходит с использованием информационной системы, а база данных по аттестатам загружается и хранится в ФИС ФРДО, бухгалтерия работает с системой 1С.
Использование ресурсов ЦОС позволяет привлечь обучающихся к цифровым технологиям и помочь определиться в выборе профессии. Так в 2024г. в рамках профессиональных проб в Сибирском политехническом техникуме г.Кемерова шесть обучающихся восьмого инженерного класса получили свидетельства о получении профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» и «Оператор видеосъёмки». Профориентационные занятия в режиме ВКС для учащихся 10-11 классов проводит ФГКВОУВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С.М.Штеменко».
Возможности ЦОС используются в методической работе. На платформе «VK Видео», можно послушать и посмотреть полезные лекции и мастер-классы, дискуссии и интерактивные сессии с участием экспертов проекта «Билет в будущее», «Сферума», «VK Мессенджера» и многих других.
МБОУ «Яйская СОШ №2» является площадкой проведения акций «Диктант Победы», Географический диктант, Этнографический диктант, Педагогический диктант, Экологический диктант и т.п.