ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА -  это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению. Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.

Цель:

создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней.

Задача проекта:

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные цифры проекта (к 2024 году):

внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

 

МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Материально-технические условия

1. Локальная сеть.

2. Использование электронного журнала и электронного дневника.

3. Доступ к сети Интернет.

4. Количество учащихся, приходящихся на один компьютер.

5. Закупка новых компьютеров и мультимедийных комплексов в предметные кабинеты.

6. Лицензионное программное обеспечение на всех компьютерах.

7. Осуществляется контент-фильтрация.

8. Проекторы, сканеры, многофункциональные устройства МФУ, ноутбуки, ПК, интерактивная панель, летательные аппараты, шлем виртуальная реальность.

9. Цифровой фотоаппарат.

Кадровые условия

1.ИКТ-грамотные учителя (владеющие программами Word, PowerPoint, Excel, использующие электронную почту, умеющие найти нужную информацию в Интернете).

Информационные условия

1. Сайт школы, отвечающий требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.

2. Электронная почта.

3. Электронными образовательными ресурсами.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

3. Распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р « О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020годы)».

4. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.

5. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».

6. Приоритетный национальный проект «Образование».

7. Приказ МП РФ от 02.12.2019 г. №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды.

8.Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 г. №2040 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС».

9. Распоряжение МП РФ от 14.01.2021 г. №Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования…».

10. Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа».

 

Нормативно-правовое обеспечение:

Федеральные документы

Национальный проект «Образование».

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.01.2020г. №МП-5/02 о направлении методических рекомендаций.

Постановление Правительства РФ от 16.10.2020г. №1836 О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».

Постановление Правительства РФ от 07.12.2020г. №2040 О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.

Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 « Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».

Государственный контракт.

Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019г. № 649 Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды.

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 15.11.2019г. № Р-116 Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерльного проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Паспорт проекта ЦОС.

Нормативная документация по использованию ИКОП «Сферум»

Постановление о федеральной государственной информационной системе «Моя школа»

 

Региональные документы

Об определении регионального координатора, обеспечивающего реализацию мероприятий федерального проекта «ЦОС»

 

Локальные акты

Положение о порядке и оценке эффективности использовании цифрового оборудования

Положение об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум» при реализации образовательных программ и программ внеурочной деятельности;

Положение об электронной информационно-образовательной среде школы

Положение о дистанционном обучении

Положение об электронном журнале и электронных дневниках обучающихся.

Положение о порядке доступа педагогов и информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам.

Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Положение об Электронном журнале

Положение о школьном сайте

 

 

Одним из важнейших направлений развития МБОУ «Яйская СОШ №2» является создание единого информационного пространства, что позволит обеспечить высокий уровень доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и обучающихся, а это предполагает формирование информационной культуры личности.

Перечень оборудования в комплектах, поставленных в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (2019-2023 годы)

№ пп

Год поставки

Наименование оборудования

Количество

1

Ц-2019

МФУ (принтер, сканер, копир)

1

 

 

ноутбук

6

 

 

Учебный класс

 

 

 

ноутбук

2

 

 

интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением

2

 

 

Компьютерный класс

 

 

 

ноутбук

30

2

ЦЭ-2021

Учебный класс для работы с ЦОК

 

 

 

видеокамера(тип 2 – для онлайн трансляции)

6

 

 

телевизор с функцией Smart TV (веб-камера+мышь)

6

 

 

ноутбук (тип 2)

6

 

 

Оборудование управления средствами обеспечения дистанционного обучения и видеонаблюдения

 

 

 

сервер (тип 2)

1

 

 

Компьютерный класс

 

 

 

МФУ (принтер, сканер, копир)

1

 

 

ноутбук (тип 1)

18

 

Все МБОУ «Яйская СОШ №2» созданы благоприятные условия для развития цифровой  образовательной среды:

-        все сотрудники администрации регулярно используют компьютер для подготовки документов (текущее делопроизводство) и сбора информации об учебном процессе;

-        все компьютеры подключены к сети Интернет;

-        используются электронный дневник и электронный журнал для мониторинга успеваемости и организации обратной связи с родителями учащихся;

-        механизм дистанционного обучения отработан, но не может использоваться из-за низкой скорости интернета;

-        технические возможности, предоставляемые школой используются участниками образовательной деятельности.

 

Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС

Основные компоненты

Наличие

Удовлетворяющие требования ФГОС

1

Официальный сайт школы

Есть

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательной деятельности.

2

Электронная почта

Есть

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательной деятельности.

3

Электронный журнал

Есть

Обеспечивает планирование образовательной деятельности и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности.

4

Система электронного документооборота

Есть

Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.

5

Система дистанционного обучения для учащихся

Сформирована, функционирует.

Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования.

6

Система поддержки пользователей компьютерной техники

Сформирована

Обеспечивает  условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.

7

Подключение к сети Интернет

Есть

Во всех учебных кабинетах есть  проводной интернет, и подключение по Wi-Fi

В 2022 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе МБОУ "Яйская СОШ №2" создан Центр образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста». В состав входит 4 кабинета физика, химия, биология, информатика. Материально-техническая база включает цифровые лаборатории для проведения практикумов в том числе с применением микроскопов и датчиков https://school2yaya.kuz-edu.ru/index.php?id=36211

Используемые в работе цифровые платформы

Название платформы

Решаемые задачи

Электронный журнал «Электронная Школа 2.0»

Довести до сведения учащихся и их родителей результаты успеваемости. Своевременное информирование

Онлайн-платформа «Учи.ру»

После прохождения уроков Учи.ру учениками легче усваивается учебный материал. Участники олимпиад сразу видят результат и получают мгновенно диплом

Образовательная-платформа «Российская электронная школа»

Полный комплект учебно-методических документов для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Дидактические и методические материалы, размещённые в каталоге школы, могут быть использованы для подготовки ваших учителей к занятиям, а также непосредственно на уроках, что будет способствовать повышению интереса школьников к изучаемому материалу.

Образовательный портал «Инфоурок»

Поиск информации. Материалы для работы, курсы повышения квалификации и переподготовки, конференции, вебинары, новости и видеолекции.

Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР

Варианты для самопроверки. Варианты составляются компьютером из новых заданий и заданий, оказавшихся самыми сложными по результатам предыдущего месяца. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку.

Социальная сеть работников образования (nsportal.ru)

Поиск и обмен информацией.

Сайт школы

Привлечение интереса. Информирование.

В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт https://school2yaya.kuz-edu.ru/, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся, о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет, документы, регламентирующие работу школы. Информационное наполнение официального сайта школы осуществляется в соответствии с требованиями к структуре сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации: на сайте создан раздел «Цифровая образовательная среда». Школа имеет высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от100 Мгб/с.

Для формирования и развития интереса учащихся к занятиям информатикой, расширение их кругозора проводятся различные мероприятия, погружающие ребенка в мир IT. С 1 сентября 2023 по 26 мая 2024 года были проведены семь «УРОКОВ ЦИФРЫ».

  1. «Путешествие в микровселенную:квантовые вычисления и медицина будущего».
  2. «Технологии тестирования».
  3.  «Кибербезопасность будущего».
  4. «Облачные технологии в поисках снежного барса».
  5. «Мессенджеры».
  6.  «Искусственный интеллект в отраслях».
  7. «Алгоритмы. Код. Команда».

Очень актуальна тема развития функциональной грамотности ребенка. Проводятся диагностические работы по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы (РЭШ).

Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).

На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).

Перечень программ реализуемых ЦОС

Оборудование полученное в рамках проекта ЦОС позволяет реализовать программы инженерной направленности. В том числе: программа внеурочной деятельности «Физика для любознательных», программы дополнительного образования технической направленности «Знакомство с искусственным интеллектом», «Экспериментариум по физике», «Шахматы». 

Мониторинг учебной деятельности проводится на основе электронного журнала, работа с контингентом осуществляется через Электронную школу 2.0., работа с аттестатами проходит с использованием информационной системы, а база данных по аттестатам загружается и хранится в ФИС ФРДО, бухгалтерия работает с системой 1С.

Использование ресурсов ЦОС позволяет привлечь обучающихся к цифровым технологиям и помочь определиться в выборе профессии. Так в 2024г. в рамках профессиональных проб в Сибирском политехническом техникуме г.Кемерова шесть обучающихся восьмого инженерного класса получили свидетельства о получении профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» и «Оператор видеосъёмки». Профориентационные занятия в режиме ВКС для учащихся 10-11 классов проводит ФГКВОУВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С.М.Штеменко».

Возможности ЦОС используются в методической работе. На платформе «VK Видео», можно послушать и посмотреть полезные лекции и мастер-классы, дискуссии и интерактивные сессии с участием экспертов проекта «Билет в будущее», «Сферума», «VK Мессенджера» и многих других.

МБОУ «Яйская СОШ №2» является площадкой проведения акций «Диктант Победы», Географический диктант, Этнографический диктант, Педагогический диктант, Экологический диктант и т.п.